Четверг, 28 марта, 2024

Вердикт Владимиру Зеленскому: что сделал Президент для Украины и Буковины за время властвования?

Внешняя политика Украины во время председательства Владимира Зеленского характеризуется продолжением интеграции с НАТО и ЕС и целью прекращения конфликта в Донбассе. По сравнению со своим предшественником Петром Порошенко, Зеленский занимает более прагматичную позицию, что подтверждается большей гибкостью в ходе переговоров с Россией. Однако уступки Украине России не привели к прогрессу в урегулировании конфликта. Своеобразная отраслевая интеграция с ЕС может задержаться из-за экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Поэтому разберемся, какие изменения произошли за время президентства Зеленского и что они дали Украине в целом и буковинцам в частности, далее в материале на yes-chernivtsi.

Политика в отношении России

Как было объявлено во время его избирательной кампании, Зеленский в течение первого года своего пребывания на посту Президента приоритетной объявил ситуацию в Донбассе. Президент активизировал переговоры с Россией, в том числе на двустороннем уровне. Позиция Украины остается неизменной по восстановлению полного контроля над границей с Россией и вывод российских сил как условий проведения местных выборов на Донбассе.

С другой стороны, путем уступок, Украина согласилась на так называемую формулу Штайнмайера, которая предусматривает, что особый статус Донбасса начнет функционировать в день местных выборов. Хотя украинские компромиссы открыли путь для возобновления переговоров на высшем уровне в нормандской формате (Франция, Германия, Россия, Украина) в Париже в декабре 2019 года, переговоры не привели к прорыву из-за отсутствия политической воли среди российских властей.

Не было длительного режима прекращения огня и обмена военнопленными по формуле «все для всех» (всего за три раунда было обменены более 300 человек). Освобождение пленных украинцы оценили как успех президентства Зеленского на сегодняшний день (81% положительных), но уступки России остаются предметом общественной критики.

Европейская и евроатлантическая политика

Интеграция с НАТО и ЕС остается одной из главных задач украинской внешней политики. Символическим подтверждением прозападного курса Зеленского стал его первый визит на посту президента в Брюссель, в ходе которого он встретился с руководителями обеих организаций. В июне 2020 году Украина была одобрена программой НАТО «Партнерство с расширенными возможностями» (EOP), заявку на которую также подал президент Порошенко.

Членство в ООП позволяет Украине углубить сотрудничество с НАТО с точки зрения планирования, учений и обмена информацией. Однако это не открывает пути к членству в Альянсе. Зеленский, как и его предшественник, делает большой акцент на укреплении обороноспособности страны в Черноморском бассейне (например, с помощью учений с войсками стран НАТО). В конце концов, намерением Украины остается достичь членства в Альянсе.

Предыдущее правительство намеревалось достичь условий для вступления в ЕС до 2024 года, среди прочего, внедряя положения Соглашения об ассоциации (новая правительственная программа не утверждена парламентом). К этому времени политика Украины в ЕС сосредоточиться на отраслевой интеграции, особенно в энергетическом и цифровом рынках. Украинская власть рассматривает «Восточное партнерство» как инициативу способствовать интеграции страны во внутренний рынок ЕС. В 2021 году Украина намерена пересмотреть условия торгового сотрудничества с Союзом — она ​​хотела бы увеличить квоты на импорт и уменьшить пошлины на украинские товары, которые входят в ЕС.

Америка бойкотирует Украину?

Украина также продолжает усилия, инициированные Порошенко, подписать с Союзом Соглашение об оценке соответствия и принятия промышленной продукции (ACAA), которая позволит украинским промышленным товарам выходить на рынок ЕС на его условиях. В мае комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения Оливер Вареле подтвердил, что ЕС готов ускорить дискуссии о ACAA.

Отношения с США остаются решающими для Украины через дипломатическую, финансовую и военную поддержку. Во время президентства Зеленского в двусторонних отношениях доминировал импичмент Дональда Трампа. Это негативно повлияло на мнение президента США об Украине и отбросило перспективу предоставления ей статуса главного союзника, не входящего в НАТО. Тем не менее, межпартийный консенсус в США о необходимости поддерживать Украину сохранялся, что продемонстрировало одобрения Конгресса относительно очередного транша военной помощи для Украины — 300 000 000 долларов на 2020 год. США также поддерживали санкции против российских образований.

Внешнеполитическая диверсификация

Зеленский больше подчеркивает экономическую дипломатию, чем его предшественник, стремясь притоку иностранных инвестиций в Украину. Во время своих зарубежных визитов президент регулярно встречается с представителями бизнеса. Более того, в октябре 2019 по его инициативе в Мариуполе было организовано инвестиционный форум. Зеленский также продолжает деятельность, инициированную Порошенко: в августе 2019 Украина подписала соглашение о зоне свободной торговли с Израилем и продолжает переговоры о заключении подобных соглашений с Турцией и Великобританией, а также о продлении действия соглашения о свободной торговле с Канадой.

Новый министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, назначенный в марте, заявил о намерении Украины усилить торговые отношения со странами Азии. Упор на экономическую дипломатию до сих пор не принес ощутимых результатов в виде большей заинтересованности иностранных инвесторов в Украине, главным образом из-за внутренних проблем страны (например, высокий уровень коррупции).

Налаживание отношений с соседями

Зеленский придерживался деклараций и принимал меры для улучшения отношений с соседями Украины. В октябре 2019 страна дала согласие на возобновление поиска и эксгумации польских жертв конфликтов 20 века на своей территории, что улучшило атмосферу в отношениях с Польшей. Одновременно Украина начала адаптировать свои законы об образовании и меньшинствах с рекомендациями Венецианской комиссии, особенно в отношении преподавания языков. Это привело к уменьшению напряженности в отношениях с Венгрией, что нашло свое отражение в восстановлении двустороннего диалога с Украиной (в том числе на уровне министров) по разблокировке Венгрией работ НАТО.

Нынешнее руководство Украины, как и предыдущие органы власти, выражает заинтересованность в региональном сотрудничестве с соседними странами, особенно Польшей, например, по строительству трассы Виа Карпатия, водного пути Е40 (для соединения Черного и Балтийского морей) и СПГ из США через Польшу. В августе 2019 Украина подписала трехсторонний меморандум с Польшей и США по энергетическому сотрудничеству. Однако украинская власть считает проект энергетического моста Украина-ЕС, пролоббированный предшественниками во времена президентства Порошенко, непосильным.

Перспективы дальнейшей работы

Несмотря на отсутствие прогресса в переговорах с Россией по поводу ситуации на Донбассе, урегулирование конфликта будет оставаться приоритетом украинской внешней политики. Украина продолжит двусторонние переговоры с Россией, а также переговоры в рамках Нормандского формата и Трехсторонней контактной группы в Минске. Если эти форматы окажутся неэффективными, он будет искать новые.

Возможно, с участием США Зеленский будет пытаться достичь дальнейших краткосрочных успехов (например, обмен пленными), но вряд ли он согласится на российские условия проведения выборов на Донбассе, настаивая на выводе российских войск и полном контроле украинской границы с Россией. По этой причине российские власти, возможно, попытаются остановить переговоры, перекладывая вину за «саботаж» Минских договоренностей на украинскую власть.

Украина продолжит свою политику интеграции с НАТО и ЕС. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе из-за экономических последствий пандемии COVID-19 темпы выполнения Украиной положений Соглашения об ассоциации и отраслевой интеграции с ЕС могут замедлиться. Это может привести к отложению переговоров по пересмотру условий торгового сотрудничества с ЕС и заключения ACAA, а также ограничит участие Украины в НАТО и инициативах ЕС (например, учения НАТО, Зеленый курс ЕС). Индуцированный пандемией экономический кризис в Украине может помешать стране реализовывать инфраструктурные и энергетические проекты со своими соседями, в частности Польшей.

Победа в выборах

Через год после вступления в должность Владимира Зеленского баланс его действий и решений является неоднозначным. В сознательно размытой предвыборной кампании видны две темы: борьба с коррупцией и мир в разрушенной войной Восточной Украине. Оба вопроса были — и остаются — одними из главных приоритетов украинского населения. Связь с общественностью оказался одним из главных активов Зеленского; как только он стал на должности, это мастерство превратилось в фокус формирования политики.

Убедительная победа Зеленского во втором туре президентских выборов 2019 года выразила консенсус по всей Украине. Избиратели не могли знать, что принесет президентство Зеленского, но они были готовы пойти на риск. Степень разочарования предыдущим президентом Петром Порошенко была занижена не только самим действующим президентом, но и политическими и культурными элитами.

Непродуманный избирательный лозунг Порошенко «Армия, язык, вера» иллюстрирует, насколько он оставил общественность позади. Его военная риторика и узкое этнолингвистические определения того, что значит быть украинцем, противоречили тому, что опросы общественного мнения в течение определенного времени показывали: укрепление инклюзивного гражданской идентичности, сосредоточенной на государстве и гражданстве. Политический новичок Зеленский признал и принял эту тенденцию, подкрепив украинское государство изнутри.

Парламентская работа

Однако ни одна из основных целей Зеленского — прекращение коррупции и войны — не была достигнута. Честно говоря, год не является реалистичным сроком для любой из этих амбициозных целей. Зеленский пытался подать сильный сигнал в самом начале: в своей инаугурационной речи он столкнулся с парламентариями, объявив о досрочных парламентских выборах и плане прекращения их иммунитета от преследования. Сложившаяся партия Зеленского «Слуга народа» появилась на выборах с явным большинством в парламенте Украины.

Большинство правительства и высокая текучесть элит приносили как возможности, так и риски. Казалось возможным осуществить давно назревшие реформы, которые ранее были заблокированы олигархическими интересами. Критики часто переоценивали отсутствие опыта в новых элитах: многие имели соответствующий опыт в бизнесе, гражданском обществе или местной политике. Большим риском была неопределенность относительно того, как долго аморфный блок президента будет эффективно управлять.

Правительство составило сложные пакеты реформ и провело их через железную дорогу парламента. Планы содержали много умных элементов, но процедура их принятия вряд ли была демократической. Зеленский пополнил много вакантных ключевых должностей в антикоррупционных учреждениях Украины, включая ключевую роль генерального прокурора, и расследование трансплантаций возобновилось с новой целью.

Опасения общества в измене

Однако ощутимых результатов было немного, в частности в судах над выдающимися подозреваемыми. Более того, предположение о том, насколько Игорь Коломойский, один из крупнейших олигархов Украины, влияет на решение Зеленского, изначально затмили антикоррупционную повестку дня президента.

Зеленский постоянно подчеркивал необходимость обратиться к населению Крыма, который Россия аннексировала в 2014 году, и неконтролируемых его правительством районов восточного Донбасса Украины как украинских граждан, и вести переговоры с Россией о прекращении войны.

Внутренние оппоненты Зеленского быстро обвинили его в продаже Москве, но эти опасения не сбылись. Когда произошла пандемия коронавируса, его наиболее противоречивая идея проведения местных выборов осенью по всей стране, в том числе на всем Донбассе, стала нереалистичной.

Пандемия повысит рейтинг Зеленского или снизит?

На сегодня самым большим недостатком президентства Зеленского является то, что он не делал попыток консолидировать свою партию и укрепить парламент и правительство. Иерархический подход Зеленского к своей парламентской партии, неоднократные и несвоевременные кадровые перестановки и увольнение недавно установленного и широко почитаемого генерального прокурора ухудшили доверие в стране и на международном уровне. Сейчас группа членов парламента пытается заблокировать банковские нормы, которые являются частью условий Международного валютного фонда для получения нового кредита Украине, и противоречат интересам Коломойского. В ближайшие месяцы Зеленскому — как и его предшественникам — придется надеяться на специальные парламентские коалиции от одного голосования к другому.

Кажется, коронавирус замедлил постепенную эрозию доверия к Зеленскому. В опросе, проведенном Киевским институтом международной социологии 22-24 апреля от имени проекта «Идентичность и границы в потоке: случай Украины», около 55% респондентов считали, что Зеленский справился с пандемией «очень хорошо» или «довольно хорошо».

Однако популярность Зеленского обязательно упадет, когда социально-экономические издержки пандемии попадут домой. На фоне слабых политических институтов становится все более вероятным новый цикл противостояния между исполнительной властью и парламентом, очередные внеочередные парламентские выборы и протесты.

.,.,.,.